Главная Статьи Полезная информация К 2015 году Беларусь собирается закрыть все интернатные учреждения для сирот, передав детей на воспитание в альтернативные учреждения: приемные семьи, детские дома семейнного типа, детские деревни.

Календарь

2011
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Международное благотворительное общественное объединение «Здоровье в XXI век»

Усыновление детей в Беларуси

Друзья

Планета добра

К 2015 году Беларусь собирается закрыть все интернатные учреждения для сирот, передав детей на воспитание в альтернативные учреждения: приемные семьи, детские дома семейнного типа, детские деревни. PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Статьи - Полезная информация
Автор: Administrator   
22.12.2010 02:02

А для этого необходимо обеспечить родительской заботой примерно десять тысяч нынешних обитателей детских домов и школ-интернатов. Многие из них имеют отклонения здоровья и особенности развития. Большинство давно вышли из любимого усыновителями дошкольного возраста. Что делать с ними?

Философия усыновления

Популярность усыновления в Беларуси растет. Это видит не только вооруженный статистикой специалист (количество национальных усыновлений подпрыгнуло вдвое и последние два года держится на уровне 537-539), но и любой случайный посетитель посвященных вопросам усыновления интернет-форумов. "Внутриутробная беременность или наружноутробная - какая в принципе разница?" - замечает одна ожидающая завершения процедуры усыновления мама на semeistvo.by. От имитировавших беременность при помощи подушек предшественниц ее отделяет всего два десятка лет. Белорусы за этот отрезок времени изменились.

- Мы не только разрабатываем нормативную базу усыновления и методики работы с принявшими детей семьями, но и формируем философию усыновления, - утверждает директор Национального центра усыновления Министерства образования Беларуси Наталья Поспелова. - При помощи прессы и усыновителей удалось развенчать популярные мифы - "гены пальцем не задавишь" и "яблоко от яблони недалеко падает". Сегодняшние усыновители твердо знают, что наследственность и опыт раннего детства не фатальны, результат воспитания ребенка более всего определяет среда. Последний миф звучит так: "Смогу ли я по-настоящему полюбить чужого ребенка?" Усыновителям, которые высказывают подобные сомнения, мы напоминаем, что они состоят в законном браке. Следовательно, уже любят чужого человека и настолько ему доверяют, что даже готовы с ним продолжить свой род. Когда мы об этом говорим, у многих словно пелена с глаз падает: и правда, все самые близкие нам люди были когда-то "чужими"…

По мнению Натальи Поспеловой, в основе супружества и усыновления лежит один и тот же мотив - любовь к другому человеку. Это высшая форма любви, потому что она не обусловлена родством и не продиктована голосом крови. В последнее время в Беларуси отмечены случаи усыновления детей с серьезными отклонениями здоровья. Пока они единичные.

Институт приемной семьи

В советское время вариантов устройства сирот было, как в сказке про богатыря на перекрестке, всего три. Относительно здоровые груднички усыновлялись. Дети постарше передавались под опеку родным бабушкам и теткам. Остальным дорога была одна - в детский дом. В начале 90-х годов всего 30 процентов сирот находились в усыновлении или замещающих семьях, остальные 70 - в интернатах. Сейчас наоборот: 70 процентов потерявших родителей детей живут в семьях. Появились новые формы замещающего родительства - приемная семья, детский дом семейного типа, гостевая или патронатная семья.

Созданный десять лет назад Национальный центр усыновления вывеску, конечно, не сменит. Но, по сути, он уже превращается в национальный центр по устройству детей в семьи разного типа. С марта на базе социально-педагогического центра Советского района Минска стартует программа подготовки профессиональных замещающих родителей, то есть будущих приемных мам и пап. Центр усыновления разрабатывает и пошагово прописывает технологию работы с принявшими детей семьями. Поскольку институт приемной семьи в стране зародился недавно, нужны методические разработки на уровне пособий для "чайников".

- Приемные родители отличаются от усыновителей по всем определяющим параметрам, - рассказывает Наталья Поспелова. - Одно дело принять ребенка в свой род, дав ему фамилию, наследство, право называться сыном или дочерью, другое - устроиться на работу. Профессиональная мама, как и обычная, читает ребенку сказки и кладет ему в портфель яблоко. Но она не имеет материнских полномочий: все судьбоносные для ребенка решения принимаются после обсуждения с нанимателем - отделом образования или социально-педагогическим центром. Если находится усыновитель или родная семья ребенка берется за ум, приемная мать отдает воспитанника в постоянную семью. Ей нельзя сказать кандидатам в усыновители: "Он же привязался ко мне!" или обнять ребенка, вздыхая: "Будет ли родная мама любить тебя так же сильно?" У состоявшегося приемного родителя нет ролевого конфликта, поэтому она просто расскажет усыновителям, какие блюда любит ее воспитанник и под какую колыбельную привык засыпать. Она работает в интересах ребенка.

Директор Национального центра усыновления считает, что за десять лет белорусам удалось осмыслить зарубежный опыт профессиональной семейной заботы и найти свой путь - в обход "грабель", о которые с послевоенных лет спотыкались зарубежные коллеги. Сегодня можно с уверенностью говорить о двух огромных преимуществах приемной семьи перед другими формами замещающего родительства.

- Во-первых, профессиональный родитель не выбирает себе детей, принимая и подростков с асоциальным поведением, и детей с особенностями развития, и "временных", родители которых попадают в места лишения свободы. Во-вторых, приемная семья, которая живет в том же районе, что и биологическая, дает ребенку право на постоянство территории. Кроме всех известных бед, которые выпадают на долю сироты по определению, есть еще одна - постоянные и не всегда оправданные перемещения. По банку данных Центра усыновления мы подсчитали, что дети-сироты, пока повзрослеют, до шести раз меняют интернатное учреждение, а вместе с ним город, друзей, привычную обстановку. Им приходится постоянно приспосабливаться к новым людям и условиям. Случается, окончивший столичную школу сирота узнает, что где-нибудь в далекой деревне близ российской границы у него есть домик: по закону, сирота реализует свое право на социальное жилье по месту приобретения статуса.

Сиротки и нахлебники

В программу обучения приемных родителей входит фильм "Мачеха" ("Мосфильм", 1973 год). Сюжет ленты незамысловат: женщина взяла в семью внебрачную дочь мужа, мама которой умерла. С этого все и началось. Соседки перемыли ей кости у колодца. Пришедшая в гости учительница недоверчиво поджала губы: "У вас ведь маленький ребенок… Наверное, Леночка много работает?.." Свекровь развернула конфликт с участием старшего ребенка: "Мамке ты уже не нужен, она вон, смотри, с ЭТОЙ занимается!"

- Мы спросили приемных родителей, как родственники и знакомые отреагировали на их решение взять в семью осиротевших детей. Оказалось, большинство поддержали только самые близкие - муж, мама. Остальные родственники и знакомые восприняли новость с большим недоумением: да зачем тебе это надо?! Похоже, нам ждать милостей от общества не приходится: либо мы ему расскажем о предназначении приемного родительства, либо и впредь будем терпеть его неадекватное отношение.

Увы, наше общество все еще не может спокойно смотреть, как кто-то "наживается на сиротах". Оно подозревает, звонит "куда надо" (часто - в Национальный центр усыновления, с просьбой "разобраться") и задает приемным детям иезуитские вопросы: "Петя, ты вот в приемной семье воспитываешься… А ты кушаешь со всеми за одним столом?" (вопрос был задан 11-летнему мальчику учительницей с высшей категорией и 25-летним стажем работы). Если в подъезде разбивается стекло, априори виновата "вот эта, с третьего этажа, которая себе набрала неизвестно кого и за это получает зарплату".

- У предвзятого отношения к социальным сиротам и замещающему родительству есть историческая почва, - утверждает Наталья Поспелова. - Позорные страницы белорусской и российской истории XVIII-XIX веков были связаны именно с профессиональным замещающим родительством - вспомните так называемый питомнический промысел. Прогрессивная мысль того времени предложила отдавать на вскармливание питомцев сиротских приютов в семьи зажиточных крестьян. Хозяину давали пять рублей (деньги бешеные, потому что корову можно было купить за 90 копеек), но ни отбора, ни сопровождения семей, ни мониторинга положения детей не велось. В результате питомцы не только ели отдельно от семьи, но часто подвергались побоям и унижениям.

И это при том, что в нашей ментальности исстари отношение к сироте было очень душевное и жалостливое: если родители умирали, сельская община брала их детей на обеспечение, девочек пристраивали в рукодельницы, мальчиков - в подмастерья к лучшим мастерам. Обидеть сироту считалось большим грехом. Почему же таким позорным был опыт питомнического промысла? Да потому что воспитанники приютов - это не дети умерших родителей. Это социальные сироты, или дети порока, зачатые в неосвященной церковью связи. Общество и относилось к ним как к порождению греха.

Наталья Поспелова до сих пор часто слышит один и тот же вопрос: "Разве это правильно, что ребенок умерших родителей имеет одинаковые права и льготы с отпрыском алкоголика и тунеядца? Родители пили, палец о палец за жизнь не ударили, а их детям и каникулы в Италии, и квартира без очереди (значит, моего сына в очереди подвинут), и в вуз вне конкурса? Где же справедливость?"
Справедливость, наверное, там, где во главе угла находятся интересы ребенка - независимо от его возраста, состояния здоровья и истории жизни его родителей.
информация взята с сайта http://news.tut.by

7 января 2006 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005г. "О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон). Вновь принятый Закон явился итогом более чем трехлетней работы по систематизации норм, определяющих сущность и содержание государственной социальной политики в отношении детей, лишенных родительского попечения, и представляет собой уникальный опыт целостного законодательного регулирования общественных отношений, фрагментарная правовая регламентация которых обеспечивалось ранее рядом подзаконных актов еще советского времени.
Согласно Закону Республики Беларусь "О правах ребенка", защита государством и обществом детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Тем более актуальна задача обеспечить защиту прав и интересов тех категорий детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со статьей 191 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, каждый ребенок имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества. Безусловно, в первую очередь обеспечение прав и интересов детей является правом и обязанностью их родителей. Если же родительское попечение по тем или иным причинам отсутствует, функции родителей берет на себя государство, предоставляющее детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее – также дети-сироты), особые гарантии по их социальной защите.
Формирование системы государственных гарантий по социальной защите детей-сирот осуществлялось в течение нескольких последних десятилетий и было обусловлено как увеличивающимся из года в год количеством случаев социального сиротства, так и постепенным повышением внимания государства к данной проблеме. Введение тех или иных гарантий, как правило, увязывалось с социально-политическими задачами своего времени.
Если вначале первоочередная задача заключалась в сохранении жизни и здоровья детей-сирот, впоследствии наряду с этим главным объектом внимания становилось их воспитание и образование. В 1956 году предельный возраст детей, воспитываемых в детских домах, был увеличен до 18 лет (ранее – 14), с тем, чтобы обеспечить таких детей всеобщим средним образованием. По мере увеличения социальной ориентированности общества государство брало на себя все больше функций по защите интересов детей-сирот. Открывались новые школы-интернаты, обеспечивающие проживание, содержание, воспитание и образование как детей-сирот, так и детей, временно оставшихся без родительского попечения. С 1978 года на полном государственном обеспечении стали содержаться дети-сироты, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях. Предусматривалась возможность проживания и питания в детских домах их бывших воспитанников, обучающихся в высших учебных заведениях. В дальнейшем государство последовательно расширяло гарантии прав детей-сирот на жилое помещение, трудоустройство, медицинское обслуживание, образование, обеспечение питанием, одеждой, обувью, предметами первой необходимости.
С 1987 года дети-сироты получили право внеконкурсного приема в высшие и средние специальные заведения, им в обязательном порядке предоставлялось общежитие, дети данной категории получили право проводить каникулы в детских интернатных учреждениях, где они воспитывались, с предоставлением бесплатного проживания и питания, при этом проезд от места учебы до места проведения каникул и обратно оплачивался из средств учебного заведения. Помимо полного государственного обеспечения, им выплачивалась ежегодная материальная помощь. Также было закреплено их право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по окончании пребывания в детском интернатном учреждении, службы в Вооруженных силах или обучения в высшем (среднем специальном) учебном заведении.

В 1988 году были введены новые формы устройства детей-сирот на воспитание

  • детские дома семейного типа, детские городки, в 1993 году правовое закрепление нашло понятие "детская деревня". С 1999 года активно развивается еще одна форма семейного устройства детей-сирот на воспитание
  • приемная семья.


Таким образом, общественные отношения по предоставлению социальных гарантий детям-сиротам регулировались до настоящего времени более чем 20 нормативными правовыми актами различного уровня и времени принятия, зачастую морально и юридически устаревшими. Это вызывало определенные сложности в правоприменении. Более того, действовавшее законодательство не давало ответа на целый ряд существенных вопросов, имеющих принципиальный характер.
В итоге систематизация актов законодательства и устранение пробелов в правовом регулировании указанных общественных отношений являлись давно назревшей необходимостью. Отметим, что соответствующие гарантии государства затрагивают интересы 1,6 % детского населения. По состоянию на 1 января 2005 года в Беларуси проживало 2 миллиона 7 тысяч 965 детей, из которых 32 тысячи 207 детей являлись детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. При этом статистика последних лет не внушает оптимизма: за 2004 год родительского попечения лишилось 5312 детей, что на 514 (11%) детей больше, чем в 2003 году.
Особая забота государства о детях-сиротах обусловлена также состоянием их физического и психического здоровья. Более 95% детей-сирот становятся такими по социальным причинам, т.е. вследствие лишения их родителей родительских прав или отказа родителей от детей. Так, в 2004 году отобрано у родителей, лишенных родительских прав, 4626 детей, в том числе у обоих родителей, лишенных родительских прав – 2791 ребенок, от 471 ребенка родители отказались. Дети таких родителей, практически в каждом случае злоупотребляющих алкоголем, здоровыми бывают редко. Более 19% из них страдают хроническими заболеваниями, более 18% имеют особенности психофизического развития.
Изложенные обстоятельства, а также проводимая работа по систематизации и кодификации белорусского законодательства обусловили инициативу Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь о разработке проекта комментируемого Закона.
Закон был подготовлен согласно пункту 37 Плана подготовки законопроектов на 2003 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 г. № 8, межведомственной рабочей группой под руководством автора настоящей статьи и принят Парламентом в первом чтении 30 июня 2004г.
Отметим, что комментируемый Закон в силу общественной значимости затрагиваемых им проблем всегда находился в фокусе приоритетов белорусского законодателя. 2 апреля 2004 г. обсуждению проекта Закона был посвящен круглый стол, организованный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. 10 марта 2005 г. для рассмотрения проекта Закона было организовано совместное выездное заседание двух постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь с посещением детского дома и школы-интерната для детей-сирот. По их итогам, а также с учетом поручений Главы государства, направленных на дальнейшее усиление защиты прав и законных интересов детей-сирот, в проект Закона в процессе его доработки ко второму чтению был внесен ряд изменений и дополнений.
В итоге усилия разработчиков проекта Закона и парламентариев по совершенствованию его нормативных положений привели в декабре прошлого года к единогласному принятию проекта Закона во втором чтении, одобрению Советом Республики и подписанию Главой государства.
Предметом правового регулирования Закона являются гарантии государства по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Закон консолидирует нормы, касающиеся предоставления государственных социальных гарантий таким лицам, содержит соответствующий понятийный аппарат, позволяющий системно регулировать данные общественные отношения.
Задачами Закона являются:

  1. закрепление гарантий государства по социальной защите детей-сирот в едином законодательном акте;
  2. системное построение норм законодательства, регулирующих отношения в сфере предоставления детям-сиротам государственных гарантий по социальной защите;
  3. устранение пробелов в правовом регулировании;
  4. обеспечение равных прав детей-сирот на государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Несомненным достоинством Закона является системное построение и законодательное определение используемой терминологии. В статье 1 Закона впервые даны четкие определения терминам "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Как и в Российской Федерации, на Украине, установлен предельный возраст лиц, на которых могут распространяться дополнительные гарантии государства по социальной защите, – 23 года. Нормативно определены термины "детский дом семейного типа", "детская деревня (городок)", "опекунская семья", системно изложены определения терминов "детские интернатные учреждения", "приемная семья". Вместе с тем, впервые введены и нормативно определены понятия "статус детей-сирот" и "статус детей, оставшихся без попечения родителей". Вопросы приобретения, предоставления и утраты данных статусов подробно регламентированы в главе 2 Закона (4, 5 и 6 статьи).
Примечательно, что и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Законом имеют равные права на защиту и гарантии со стороны государства. При этом в статье 3 Закона установлено, что указанные гарантии обеспечиваются и охраняются государством и финансируются за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Государственный контроль за реализацией гарантий возложен на органы опеки и попечительства, а также иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Закон устанавливает исчерпывающий перечень документов, на основании которых статус детей-сирот и статус детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается на постоянной основе (статья 4), а также определяет условия, при которых орган опеки и попечительства принимает решение о предоставлении статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия родителей (статья 5).
В статье 6 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для утраты статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус детей, оставшихся без попечения родителей, утрачивается вследствие отмены решений суда, подтверждавших данный статус, либо принятия новых судебных решений, восстанавливающих родителей в их правах, отмены решений органов опеки и попечительства о предоставлении статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при возобновлении родительского попечения. Статус детей, оставшихся без попечения родителей, а также статус детей-сирот утрачивается также вследствие принятия судебных решений, устанавливающих новые родственные отношения: при усыновлении (удочерении) ребенка или установлении факта отцовства или материнства.
Содержание гарантий государства по социальной защите детей-сирот отражено в главе 3 Закона (статьи 7-14). В частности, регламентированы обязанности государства по государственному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под государственным обеспечением в Законе понимается комплекс гарантированных государством мер, направленных на материальное обеспечение условий для реализации основных прав и удовлетворения жизненно важных нужд и потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3 статьи 7 Закона установлено, что нормы государственного обеспечения детей-сирот, условия и порядок их предоставления устанавливаются Правительством Республики Беларусь. Данное положение Закона имеет существенное значение, поскольку позволит установить актом законодательства (в отличие от существующего сейчас регулирования) методологию расчета норм государственного обеспечения и их стоимостные и количественные показатели для детей-сирот, воспитывающихся в семьях.
В статье 8 Закона определены содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот, а также лиц из их числа, находящихся или находившихся ранее в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.
Статья 9 Закона определяет содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот, находящихся в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских и приемных семьях.
Следует отметить, что исходя из задачи обеспечения равенства прав детей-сирот вне зависимости от формы их устройства на воспитание, в первоначальной редакции Закона, подготовленной межведомственной рабочей группой, содержалось положение о равных нормах государственного обеспечения для детей-сирот, воспитывающихся в семьях, и детей-сирот, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях. Данное положение установлено пунктом 12.4 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 1988 г. № 294 "О создании в республике детских домов семейного типа", абзацем третьим пункта 2 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 5 февраля 1991 года "О дополнительных мерах по улучшению охраны материнства и детства в Республике Беларусь", однако на практике не реализуется. Вместе с тем соответствующие нормы, как влекущие увеличение государственных расходов, Правительством поддержаны не были.
При этом новеллой по сравнению с действующим законодательством является то, что в части второй пункта 1 статьи 9 Закона установлен исчерпывающий перечень расходов, которые должны покрываться из ежемесячных денежных выплат, выплачиваемых приемным родителям, опекунам (попечителям), родителям-воспитателям на содержание воспитываемых ими детей. Этот перечень идентичен перечню расходов на содержание детей, воспитываемых в детских интернатных учреждениях, указанному в пункте 1 статьи 8 Закона, и включает расходы на питание, обеспечение детей одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, а также по достижении детьми возраста 7 лет – ежемесячно денежными средствами на личные расходы по установленным нормам.
Таким образом, в Законе заложены предпосылки для равного государственного обеспечения детей-сирот независимо от формы их устройства, что при улучшении финансовых возможностей государства позволит предоставлять государственное обеспечение всем детям-сиротам по единым нормам.
Решение этой задачи весьма актуально, тем более что в последнее время наметилась положительная тенденция сокращения количества детских интернатных учреждений и воспитываемых в них детей, обусловленная развитием семейных форм устройства на воспитание детей-сирот. Всего на 1 января 2005 года в Беларуси функционировало 178 детских интернатных учреждений (на 4 меньше, чем годом ранее), в том числе 32 детских дома, 126 школ-интернатов, 137 детских социальных приюта, 11 домов ребенка, 9 домов-интернатов, в которых с учетом несовершеннолетних детей-сирот, обучающихся в учреждениях образования, находилось на содержании и воспитании 16636 детей-сирот. Вместе с тем, 15571 ребенок-сирота, или более 48% от их общего числа, воспитывались в 58 детских домах семейного типа, 4 детских деревнях (городках), 1954 приемных семьях, а также в опекунских семьях, где бабушками (52%), тетями (20%), дедушками (5%) и другими опекунами воспитывалось 12184 ребенка-сироты.
В статье 10 Закона определены содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот, а также лиц из их числа, при обучении по дневной форме обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. При этом систематизированы положения действующих актов законодательства, регулирующих отношения в этой сфере, а также восполнены некоторые пробелы законодательства.
В частности, установлено, что государственное обеспечение предоставляется независимо от получаемых пенсий, пособий, алиментов и сохраняется при вступлении в брак, предоставлении академических отпусков (в том числе в связи с рождением ребенка и последующим уходом за ним). Следует отметить, что данные отношения ранее актами законодательства не регулировались, на практике государственное обеспечение в случае приостановления обучения в связи с рождением ребенка сохранялось до достижения ребенком возраста 1 года.
Подтверждена обязанность соответствующих учреждений образования обеспечить детей-сирот, а также лиц из их числа общежитием без взимания платы за проживание. Однако впервые была закреплена норма о том, что при отсутствии общежития указанные лица должны получать денежную компенсацию стоимости найма (поднайма) жилого помещения по установленным нормам.
Кроме государственного обеспечения, глава 3 законопроекта закрепляет право детей-сирот, а также лиц из их числа на получение иных социальных гарантий.
Гарантии права на образование, определенные в статье 11 Закона, закрепляют право внеконкурсного зачисления (а при проведении вступительных испытаний – при получении положительных оценок) на обучение за счет средств республиканского или местных бюджетов в государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также на подготовительные отделения и курсы по подготовке к поступлению в соответствующие учреждения образования.
В статье 12 Закона комплексно изложены предоставляемые государством для данной категории лиц гарантии права на жилище, в том числе право внеочередного предоставления жилого помещения социального пользования в пределах установленных законодательством норм общей площади, а также право на получение во внеочередном порядке льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.
В целях конкретизации существующего порядка обеспечения жилыми помещениями, в пункте 3 статьи 12 Закона отражена норма о том, что дополнительные гарантии права на жилище предоставляются местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот либо по месту их трудоустройства. Местным исполнительным и распорядительным органам вменяется в обязанность осуществлять контроль за сохранением права собственности или права пользования жилым помещением, из которого выбыли дети-сироты, а также лица из их числа.
Статья 13 Закона закрепляет гарантии права детей-сирот, а также лиц из их числа на труд и занятость, в том числе посредством разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Отметим, что ранее установление брони для приема на работу детей-сирот, а также лиц из их числа законодательством не предусматривалось.
Статья 14 Закона регламентирует право детей-сирот на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на железнодорожном, автомобильном и водном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), а проживающим в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства. Кроме того, детям-сиротам, а также лицам из их числа предоставлено право бесплатного посещения культурно-массовых и спортивных мероприятий (при наличии свободных мест) в государственных учреждениях культуры, физкультуры и спорта, бесплатное посещение государственных физкультурно-спортивных сооружений.
Гарантии по социальной защите, предусмотренные статьей 14 Закона, будут предоставляться детям-сиротам, а также лицам из их числа на основании единого билета, при этом порядок выдачи, условия и сроки пользования единым билетом согласно пункту 2 статьи 14 Закона предписано установить Правительству Республики Беларусь. Указанная норма Закона имеет важное значение, поскольку в настоящее время соответствующие вопросы законодательством не урегулированы.
Таким образом, Закон призван обеспечить комплексное и качественно новое регулирование отношений, связанных с предоставлением государством детям-сиротам гарантий по социальной защите, что в свою очередь будет способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства и созданию стройной, логичной системы белорусского законодательства в целом.
В немалой степени действенность Закона будет определяться также качественной подготовкой соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.

Информация взята с сайта  http://www.center.gov.by.

 

Незарегистрированные пользователи не могут комментировать.

 

Авторизация



Погода

Счётчик посещений

Обратная связь

x



  TUT.BY