«Волонтером быть легко!» Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Статьи - Полезная информация
Автор: Administrator   
11.05.2011 13:51

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОЛОНТЁРОВ
Большинству брошенных детей для их развития не хватает человеческой теплоты, внимания, эмоционального побуждения к деятельности. У таких детей слабо развита память, внимание, мелкая моторика, связная речь бедна, сюжеты рисунков просты.
Общение, игра, рисование, музыка это золотые ключики к развитию деток, лишённых родительского внимания. И эти ключики у вас в руках.
А теперь поговорим об особенностях работы с детьми разного возраста:

  1. На занятиях с детьми от рождения до 6 месяцев необходимо ласково обращаться к ребёнку, создавать радостную речевую среду: говорить спокойным голосом, петь детские песенки, рассказывать маленькие стихи - пестушки. В этом возрасте важен и тактильный контакт с ребёнком: нужно играть в «Ладушки», «Кую-кую ножку», гладить-массажировать животик, спинку, смеяться вместе с ним, предлагать ударить по погремушке, позвонить в колокольчик и др. За день таких прикосновений должно быть не менее 15 раз.
  2. Если  ребенок первого пСиротаолугодия жизни  нуждается прежде всего и больше всего в доброжелательном внимании взрослого, то  для второго полугодия жизни на первый план выходит сотрудничество со взрослым в действиях с предметами, ответном реагировании на речь взрослого.

Теперь на занятиях нам необходимо предоставить ребёнку разнообразные предметы: звучащие, заводные игрушки, набор коробок вкладышей, разноцветные пластмассовые кубики разных размеров, шнурки, бусы для нанизывания, пирамидки. С ребёнком нужно играть в «Прятки»; строить башню их мягких кубиков, чтобы он её разрушал; складывать предметы в коробку и выкладывать их; вытаскивать из коробки предметы, связанные шнуром; разворачивать предметы, завёрнутые в бумагу; катать мяч по полу и ползти за ним; искать игрушку, которую называет взрослый и др. Говорить слова: на, дай… .

  1. Занятия с детьми от года до трёх усложняются. В этом возрасте активно развивается речь детей, и развитие её проходит вначале как слушание речи взрослого и понимание её, затем совместное проговаривание, а после самостоятельная речь ребёнка по подражанию речи взрослого. Кроме заучивания потешек, чтения сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», можно делать артикуляционные упражнения: прятать и показывать язычок, стучать язычком как молоточком по верхним зубкам, делать язычком лопатку, это когда язык лежит на нижних зубах. Предлагать детям играть с пирамидками, кубиками, мячами, верёвочками, конструкторами. А с мягкими игрушками, изображающими зверюшек, машинами, куклами организовать игры: «Прогулка», «Пьём чай», «Лечим куклу»,  «Моём игрушкам руки», «Катаем машины по дорожке» и др.

Для детей этого возраста важно развивать мелкие мышцы рук. Это делается посредством пальчиковой гимнастики (смотреть музыку Железновой), а также на занятиях по изобразительной деятельности. Рисовать можно красками(пальчиковыми и гуашевыми), карандашами, цветными мелками, а также лепить, делать аппликацию. Темы для рисования: солнышко, цветок, ёлочка, зайка серенький. Для лепки: зёрнышки для цыплят, червячки для птичек, печенье. Для аппликации из готовых форм: цветы и бабочка, яблочко, цветные домики и т.д.
Важно для детей находящихся вне семьи создавать радостное настроение через подвижные игры, показ иллюстраций книг, настольного театра с резиновыми игрушками, слушание музыки, пение, танцы.

  1. Организуя занятия с детьми от 3 до 5 лет необходимо знать, что в этом возрасте ребенок воспринимает взрослого и как партнера по игре, и как источник новых знаний и представлений о мире людей, их поступках, человеческих качествах и как носитель индивидуальных качеств. У малыша возникает потребность в уважении взрослого, в его положительной оценке знаний и умений.

С этими детьми можно уже учить буквы, читать сказки, рассказы и беседовать по их содержанию, заучивать стихи, потешки; учить считать и знакомить с цифрами; складывать пазлы и узоры из разрезной мозаики; рисовать карандашами, мелками, акварельными красками, лепить из пластилина, глины и теста, делать аппликацию из бумаги, ткани, соломки; организовывать «Концерты», используя фонограммы детских песенок.

А теперь советы для тех, кто приходит к детям
ВАЖНО:

    1. хвалить ребёнка, замечать успехи каждого;
    2. не ходить к одному и тому же ребёнку постоянно;
    3. не выделять отдельных детей (любимчиков);
    4. приходить с хорошим настроением.

Общение с ребенком в возрасте от 0 до 1 года

  1. Соблюдайте регулярность в посещении детей. Лучше понемногу, но часто, чем редко, но до пресыщения.
  2. В общении с детьми от 0 до 1 года старайтесь создавать эмоционально насыщенную, теплую, душевную атмосферу, проявляйте искреннюю любовь к ребенку.
  3. В младенческом возрасте для правильного развития ребенка важен физический контакт – объятия, поглаживания, ношение ребенка на руках.
  4. Во время первого посещения ребенка лучше брать  его на руки спиной к себе, постепенно «поворачивая» лицом к лицу, устанавливая контакт глазами.
  5. Во время работы с младенцем старайтесь произносить слова ясно и четко, не «сюсюкайте».
  6. Дети младшего возраста, особенно дети, лишенные материнской опеки, нуждаются в успокаивающем покачивании. Покачайте ребенка на коленях, сопровождая покачивающие движения песенками, стихами.
  7. Если есть возможность погуляйте с ребенком на улице. Это даст возможность расширить сферу его общения и даст толчок развитию познавательной активности. Это правило касается и детей более старшего возраста.

Общение с ребенком в возрасте от 1 года до 3 лет

  1. УстСирота анавливайте контакт через «посредника» - мягкую игрушку, например.
  2. В игре с ребенком используйте мягкие игрушки с теплой, пушистой шерсткой, называйте их уменьшительными именами – зайчонок, медвежонок, лисенок. Для ребенка этого возраста и особенно для ребенка – сироты очень важно почувствовать свою сопричастность к обществу таких же, как он – маленьких и беззащитных детенышей. Они близки ему по духу, тем более, что сирота общается только с  «чужими» взрослыми.
  3. 2 – 3 года - это возраст проявления «самости» - для поощрения развития этого качества давайте ребенку возможность что-нибудь сделать самому, помогая ему и ласково поощряя.
  4. Играя с ребенком, обязательно проговаривайте все действия, которые вы совершаете с игрушками, называйте предметы, которые используются в игре и окружают вас. Ребенок в возрасте 3 лет должен уметь произносить 1000 – 1500 слов. Помогите ему в овладении этим минимумом!
  5. 3 года – кризисный возраст. Дети часто проявляют аффективные реакции, а если учесть, что для детей – сирот вообще характерна импульсивность поведения, то возможность увидеть вспышку агрессии, необъяснимого возбуждения наиболее велика. В этом случае постарайтесь переключить внимание ребенка и дайте ему возможность успокоиться. Не применяйте в игре те игрушки или те ситуации, которые вызывают у него вспышки истерии или агрессии.
  6. В этом возрасте у детей может проявляться ревность. Если вас «не поделили» между собой малыши, обнимите их всех вместе и скажите, что у вас такое большое сердце, что его хватит на всех. Можете подарить каждому «кусочек» своего сердца.

Общение с детьми от 3 до 5 лет.

  1. В этом возрасте игра является самым естественным способом для самовыражения ребенка. Кроме того, для травмированных детей это еще и способ проживания травмирующей ситуации. Если ребенок хочет высказаться, дайте ему возможность сделать это. Однако, если вы не специалист – психолог, не углубляйтесь в переживания ребенка, старайтесь перевести игру в другое русло (вместо игры в драку, пьянку, дорожное происшествие и т.п. предложите ему игру в цирк, школу, семейный праздник).
  2. По возможности общайтесь одновременно с 2-3 детьми, как бы моделируя семейную обстановку со всеми ее атрибутами: совместным чаепитием, совместной мытьем посуды, уборкой помещения, чтением книг в кругу и т.д.
  3. Применяйте в игре с детьми 3-5 лет человеческие фигурки, символизирующие семью, игрушечную посуду, предметы мебели. Учитывайте при этом, что фигурки семьи, машины, постельные принадлежности провоцируют желание заботиться о ком-то; оружие - способствует выражению агрессии; телефон, поезд, машинки - использованию коммуникативных действий.
  4. В работе с детьми любых возрастов полезно использование музыки – спокойной для релаксации, быстрой – для формирования двигатеСиротальной и мыслительной активности.
  5. Возраст 3 – 5 лет – это время, когда ребенок стремится к совместной с взрослым деятельности. Порисуйте вместе на заданную тему («Мой автопортрет», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья» и т.п.), займитесь лепкой из пластилина, теста, сделайте аппликацию.
  6. Постепенно вводите в лексикон ребенка такие абстрактные понятия, как «добро» и «зло», «счастье», «радость», «гнев» и др. Это будет способствовать развитию его эмоционально-чувственной сферы и сформирует представления о нравственности.

Рубрику подготовил коллектив  Детского интеллектуального центра «Папа Карло»
www. papacarlo.by




                                                                                                  Памятка волонтерам

               Для начинающих - обязательно прочитать перед тем, как вообще начать что-либо делать.
1. При первой встрече с детьми из детского дома так хочется помочь всем сразу. Взять ребенка домой, показать ему настоящую жизнь, накупить игрушек, набаловать и и т.д. Тут есть два подводных камня: 1) если вы принесли игрушку одному ребенку, то остальные должны понимать, за какую заслугу он её получил. Помните, что потребительское отношение "я сирота, мне все должны" может сильно навредить ребенку, когда он выпустится из детского дома. Не стимулируйте такое отношение; 2) не совершайте поступки из жалости. К сожалению, есть случаи, когда человек берет ребенка в семью, повинуясь эмоциональному порыву, не успев тщательно взвесить свое решение. Это - прямой путь к возврату ребенка обратно в детский дом. А это - тяжелейшая травма на всю жизнь, как для ребенка, так и для тех, кто его вернул.
2. Помните, что в сфере волонтерства очень и очень важна регулярность. Лучше делать понемногу, но регулярно, чем совершить грандиозный подвиг, но раз в пять лет.
3. Если Вы сотрудничаете с благотворительным фондом – нужно со вниманием относиться к мнению координатора фонда, а не заниматься самодеятельностью, это чревато большими проблемами. Если Вы работаете в команде, никогда не спорьте друг с другом  в присутствии опекаемых и сотрудников учреждений.
4. Не спорьте с администрацией детдомов, персоналом больниц и других учреждений, даже в тех случаях, когда ваши точки зрения принципиально расходятся. Это может закрыть вход в данную организацию не только Вам, но и другим волонтерам.
6. Помните, что Ваша помощь поможет  деткам-сиротам только совсем чуть-чуть, а не окончательно, поэтому будьте готовы к разочарованиям, они в этой работе неизбежны.
При создании Памятки использованы материалы сайта www.volontery.ru.

1. Всё, что вы ни делаете, - вы делаете для себя, посему не рассчитывайте на благодарность.
2. Не превращайтесь в рыцаря одиночку, это трудно, но это позволяет избежать крупных ошибок и действовать эффективно.
3. Необходимо быть компетентным, иначе в органах и учреждениях, с которыми вы будете сталкиваться, вы не сможете получить поддержку.
4. Если вы сделали ошибку, не посыпайте голову пеплом, исправляйте её немедленно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Приходите к детям только в том случае, если Вами движет не любопытство, не поиск острых ощущений, не чувство долга, не попытка уйти от своих забот и проблем, погрузившись в чужие.
Всегда помните, что Вы сами приняли решение придти к детям-сиротам.
Не заменяйте детям отца или мать, если вы им не собираетесь стать, а ребенок получит еще одну порцию разочарования и недоверия к взрослым.
Более всего опасна жалость. Либо она унижает ребенка, либо провоцирует использовать вас. Ребенку, даже нуждающемуся в помощи, важны принятие и уважение, но не жалость.
Уважайте правила жизни учреждения, в которое Вы приходите. Помните, что Вы на чужой территории.
Не берите на себя ответственности больше, чем сможете понести. Пообещать, пусть даже себе самому, и не сделать, гораздо хуже, чем сделать, что можешь, и порадоваться.

При создании Памятки использованы материалы из статьи «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская

усыновить ребёнка

Источник: РОО "БлагоТвори"

 
Joomla SEO powered by JoomSEF